Автомобиль ВАЗ-2108 – легковушка малого класса с передним приводом колеса и поперечным расположением силового агрегата. Выпускался он когда-то Волжским автозаводом. В настоящий момент не выпускается. Производится её продолжательница — модель 2113, которая отличается от 2108 внешне изменённой формой переда (оптика, капот, крылья), изменёнными бамперами, накладками из пластика на порогах и современным спойлером на двери сзади. Впервые ВАЗ-2108 появился на дорогах в 1984 году. Это авто с 3-дверным кузовом модели «хэтчбек» стала по-настоящему вехой не только для ВАЗа, но и для всех автолюбителей Советского Союза. На внутреннем рынке её предложено было именовать «Спутником», но это название, почему то не прижилось, а после утвердилось название экспортное — «Самара». Автомобиль ВАЗ-2108 Lada Samara /Спутник положила старт массовому выпуску в СССР легковых автомобилей с передним приводом. Автомобиль, конечно, получился более надежный при управлении, более экономичный и более безопасный, чем классические «Жигулями». Объективно лучше стала и коррозионная стойкость всего кузова.
Оригинальным было буквально все: компоновка с передним приводом, бесконтактная система зажигания, кузов модели «хэтчбек», расположение двигателя поперёк, подвеска спереди типа McPherson, тросовый привод у системы сцепления, рулевое управление реечное, энергопоглощающие пластмассовые бамперы.
Авто самых первых выпусков страдали, традиционно, «детскими болезнями», изживаемыми заводом прямо почти по ходу производства, на колене. Особенно удручали в то время недолговечные и невероятно дефицитные составляющие системы зажигания (в особенности одна из первых модель коммутатора 36.3734). Хотя, и карбюраторы типа «Солекс» тоже не давали сильно расслабиться (и не дают расслабиться до сего момента), не заикаясь уже о «дырявых» стойках, безжалостном износе чехлов и тех самих ШРУСов, громыхающей передней панели и обивке внутренностей и неудобной конструкции замков дверей. С некоторыми неисправностями частично, в более поздних выпусках производители смогли справиться, к примеру, с самостоятельным отворачиванием гаек ступиц спереди и злосчастным обрывом троса сцепления, однако, нужно сказать, что большая часть проблем вполне спокойно продолжают ломать жизнь всем владельцам «Самар».
Кстати, треск и скрипы, издаваемые обивкой и панелями, могут сказать нам не только о неправильной эксплуатации автомобиля (о перегрузке, которая повела весь кузов) или о не совсем плотном прилегании обивочных панелей к отремонтированному кузову. Невзирая на широкие двери, вход и выход с заднего 3-местного сидения затруднены. Этот факт чаще всего толкуется как плюс к имиджу молодежности и спортивности, хотя в остальном мире это, скорее всего, показатель «автомобиля для домохозяек» (дешевле в продаже и безопаснее для перевозки детей — не выпадут). Внутренности укомплектованы анатомическими гобеленовыми сиденьями с большим запасом регулировки во всех трех направлениях, дверная обивка дефектами уже не страдает, так же, как и другая салонная периферия (хотя и начинают «шуметь» после даже маленького пробега). Среди неприятных мелочей попадаются следующие — отсутствие подголовников у сидений сзади и пепельницы, очень неудобный доступ к ремням безопасности у сидений спереди (очень далеко назад сдвинута кузовная стойка), слишком высокое расположение кромки автомобильного багажника. Запаска расположена в нише для багажника. Ёмкость багажника можно увеличить путём складывания спинки заднего сиденья (очень жаль, что она по частям не складывается и до конца не принимает горизонтальное положение, это не даёт возможности транспортировать действительно большие предметы).
Автомобиль оснащён рядными бензиновыми 4-цилиндровыми силовыми агрегатами. Сначала базовым мотором на новый ВАЗ-2108 был выбран 1,3-литровый мощностью 65 лошадиных сил с 4-ступенчатой коробкой. Его отличает достаточная надежность при своевременном и правильном техническом обслуживании. Он может без проблем проехать 150000 километров (при условии, что у владельца темперамента не гонщика). Единственное, с чем смириться всё-таки придется, так это с очень частой заменой фильтра масла и необходимостью систематического ремонта зажигания и периодической регулировки клапанов исключительно на СТО. Модель ВАЗ-21083, которая выпускается с 1987 года, оборудована карбюраторным силовым агрегатом объемом 1,5 литра. Модель ВАЗ-21083i – двигателем с инжектором объемом 1.5 литра. Немного позже, для экспортных вариантов в некоторые страны, стали производить модели ВАЗ-21081 с 4-цилиндровым рядным бензиновым 1,1-литров и мощностью двигателем 53 л.с. не слишком темпераментным мотором. Уже в 1996 году производство этой модели завершили.
Волжский автомобильный завод с 1994 года выпускал ВАЗ-2108-91 с двигателем ВАЗ-415 1,3 литровым объёмом, мощностью 140 лошадиных сил при 6500 оборотах в минуту, но, естественно — ограниченными партиями.
На этой модели впервые в ряду ВАЗа применена была 5-ступенчатая коробка передач, в дальнейшем, которая стала монтироваться на все модели семейства автомобилей «Самара» (первая советская легковушка с 5-ступенчатой КПП — это Москвич-2141). К тому же эти автомобили для российской автопромышленности впервые стали окрашиваться специальными металлизированными эмалями в процессе серийного производства.
К 1990 году производители провели изменение стиля передней части авто, в результате чего «восьмерка» получила другую форму крыльев и, наконец-то, избавилась от так называемого «клюва». На рынке страны версии ВАЗа с этим «клювом» спереди и «укороченным крылом» (вплоть до 1991 года выпуска) начали уступать своё место моделям ВАЗ-21083, которая отличилась «более длинным крылом». Появилось очень много предложений продать ВАЗ-21083 или ВАЗ-21081 с велюровым покрытием салона и гораздо удобной панелью класса «люкс» с маршрутным компьютером и тахометром (что является стандартом для седанов ВАЗ-21099 или версий с двигателями, имеющими инжектор), которые устанавливаются на автомобили, которые побывали в аварии (чтобы потом продать подороже). В свое время не самый удачный дизайн «клюва» автомобиля вызвал к жизни множество мелких компаний и фирмочек, которые выпускали всевозможные накладные детали оформления и меняли страшноватую внешность «восьмерки». Есть еще ряд моделей, по характеристикам которые не отличаются от базовых автомобилей, но из-за различия в расположении агрегатов и узлов получили свои собственные индексы. Варианты, выпускаемые для Великобритании на экспорт — ВАЗ-21088, ВАЗ-21086, ВАЗ-21087. Это аналоги моделей соответственно ВАЗ-21083, ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, но с расположением рулевой колонки справа. Соответственно меняется и расположение усилителя тормозов и педалей управления. Также изменен порядок движения дворников на ветровом стекле. Они перемещаются слева направо, что вызвано «зеркальным» механизмом работы привода дворников.
В текстах объявлений иногда встречаются кабриолеты, произведённые на Западе, с инжекторными двигателями (Bohemia Cabrio, Natasha). Иногда также предлагаются модели из Великобритании с правым рулем (у таких машин индексы, данные на заводе: 21086 с двигателем 1,3 литра; 21087 — 1,1 литр; 21088- 1,5 литра). Встречается также 2-местный фургончик ВАЗ-2108Ф (ВАЗ-1706) под названием «Челнок» (оно говорит само за себя) с пластиковой высокой крышей (высота общая которой 1900 миллиметров) и отсеком для грузов объемом в 2,2 кубических метров. Грузоподъемность его — 450 килограмм, а за счет новой конструкции двери сзади погрузочная высота снижена до 550 миллиметров.
Сейчас можно подобрать варианты с всевозможными приборными панелями («низкая» или «высокая») с усовершенствованной системой впрыска горючего и различным доп. оборудованием. Свежая новинка – противоугонная система, устанавливаемая на автозаводе на некоторых машинах выпуска. В целом удачный новый автомобиль, несмотря на более 15 лет выпуска, остался популярным у своих покупателей, главным образом благодаря низкой цене, доступности ремонта и неплохим ездовым свойствам.
В 1998 году на основе моделей 21213 и 21083 был выпущен ВАЗ-210834 — внедорожник Лада Тарзан, а в 2000 году появился ВАЗ-210832 Спутник, он же — Samara.
С 2001 г. производителями принята была новая программа комплектации новых моделей: варианты дизайна для автомобилей с карбюраторным двигателем: «норма» (ВАЗ-21083-01), «стандарт» (ВАЗ-21083-00) и «люкс» (ВАЗ-21083-02). В ряду моделей автозавода «АВТОВАЗ» в 2001-2002 годах были представлены также модификации ВАЗ-21083 с впрысковым и карбюраторным двигателями.
Основные характеристики |
|
Тип кузова |
хетчбэк |
Число дверей |
3 |
Число мест |
5 |
Эксплуатационные показатели |
|
Максимальная скорость, км/ч |
160 |
Разгон до 100 км/ч, с |
16 |
Расход топлива (город / трасса / смешанный), л |
- / 8.6 / - |
Норма токсичности Euro: |
euro ii |
Диаметр разворота, м: |
11.8 |
Двигатель |
|
Объем двигателя, см3 |
1451 |
Тип топлива |
бензин |
Количество цилиндров |
4 |
Расположение цилиндров |
нет |
Система питания двигателя |
распределенный впрыск |
Расположение двигателя |
спереди поперечно |
Число клапанов на цилиндр |
2 |
Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин |
64 / 5600 |
Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин |
94 при 3500 |
Трансмиссия |
|
Тип коробки передач |
механическая |
Количество передач |
5 |
Тип привода |
задний |
Размеры |
|
Длина, мм |
4006 |
Ширина, мм |
1650 |
Высота, мм |
1402 |
Клиренс, мм |
160 |
Ширина передней колеи, мм |
1400 |
Ширина задней колеи, мм |
1370 |
Колесная база, мм |
2560 |
Объем багажника мин/макс, л |
270 |
Объем топливного бака, л |
43 |
Полная масса, кг |
1325 |
Снаряженная масса, кг |
900 |
Собственная масса, кг: |
нет |
Подвеска |
|
Тип передней подвески |
нет |
Тип задней подвески |
нет |
Передние тормоза |
дисковые |
Задние тормоза |
барабанные |
Безопасность |
|
Подушка безопасности водителя |
нет |
Подушка безопасности пассажира |
нет |
Подушки безопасности боковые |
нет |
Шторки безопасности |
нет |
Активные подголовники |
нет |
ABS |
нет |
ESP |
нет |
Ксеноновые/Биксеноновые фары |
нет/нет |
Комфорт |
|
Усилитель руля |
нет |
Электростеклоподъемники передние/задние |
нет/нет |
Электрозеркала/обогрев зеркал |
нет/нет |
Кожаный салон |
нет |
Кондиционер |
нет |
Климат-контроль |
нет |
Подогрев передних сидений |
нет |
Регулируемое по высоте водительское сидение |
нет |
Складывающееся заднее сидение |
нет |
Подлокотник передний |
нет |
Круиз-контроль |
нет |
Люк |
нет |
Бортовой компьютер |
нет |
Спортивные сидения |
нет |
Датчик дождя |
нет |
Парктроник |
нет |
Отделка кожей элементов интерьера |
нет |
Деревяная отделка (отделка под дерево) элементов интерьера |
нет |
Пульт на руле |
нет |
Корректор фар |
да |
Кнопка Start для запуска двигателя |
нет |
Музыка |
|
Штатная аудиоподготовка |
нет |
Штатная аудиосистема с CD |
нет |
Защита от угона |
|
Центральный замок |
нет |
Штатная сигнализация |
нет |
Штатный иммобилайзер |
нет |
|
|
|