Ремонт ВАЗ: система охлаждения
Близится летнее время, а это значит, что владельцев отечественных и других стареньких машин, может подстерегать одна из главнейших летних проблем автомобилиста — неполадки системы охлаждения. Сложно переоценить её роль в значимости для мотора. При неправильном функционировании могут появиться различные проблемы, начиная от «закипания» двигателя и заканчивая неправильной работой печки. Как определить и устранить поломки системы на машинах отечественной марки ВАЗ?
Описание назначения работы такой системы, особо объяснять не требуется, ведь из названия — все понятно. Для начала следует ознакомиться с принципом работы системы охлаждения двигателя (СОД), чтобы знать «где искать» проблему.
В статье будет рассмотрена СОД на базе «десятки» (ВАЗ 2110). Вся конструкция системы у ВАЗ 2110 — закрытая, как и в большинстве авто. Отвод тепла от нагретых частей производится специальной жидкостью. Применяется в основном антифриз (тосол).
Конструкционные части
1. Радиатор двигателя — специальный теплообменный аппарат, который охлаждает нагретый антифриз потоками воздуха.
2. Электрический вентилятор, который включается при недостаточном охлаждении жидкости в радиаторе.
3. Радиатор отопителя, отвечающий за обогрев салона.
4. Расширительный бак, служащий специальным «лишним пространством» ведь, жидкость в процессе циркуляции по СОД, изменяет свой объём.
5. Центробежный насос, который помогает жидкости двигаться по СОД
6. Термостат, который в автоматическом режиме, количественно изменяет объёмы антифриза попадающего в радиатор. Главная функция — поддержка правильного температурного графика во всей системе.
7. Датчик температуры, позволяет вышеупомянутую регулировку.
Вся СОД исправно функционирует благодаря общей системе управления мотором, которая учитывает, при этом мельчайшие изменения параметров температуры, как жидкости, так и масла. Именно это «головной мозг» всей системы, которая выбирает оптимальный режим. Тосол находится в состоянии непрерывной циркуляции, благодаря работе насоса.
Существует два круга, по которым движется антифриз.
Чтобы ускорить прогрев двигателя, жидкость направляется по так называемому малому кругу, который исключает его попадание в радиатор. Термостат находится в закрытом состоянии. Позже, когда тосол набирает достаточную температуру, термостат переходит в открытое состояние и антифриз теперь может циркулировать по большому кругу. Попадая в радиатор, жидкость охлаждается, в этом ей помогают встречные потоки воздуха, а в жаркое время и вентилятор.
Таким образом, цикл бесконечно и беспрерывно повторяется, как только жидкость охладилась, она идет на малый круг, затем снова на большой. Рабочая температура мотора — около 100 градусов Цельсия.
Выявление проблем
Разобравшись с основными принципами работы СОД у ВАЗ 2110, можно переходить к диагностике.
Итак, при наличии подозрения на неисправность какой-либо составной части СОД, необходимо, прежде всего, проверить количество антифриза в расширительном бачке. Его заполненность должна быть наполовину, естественно, при выключенном двигателе.
При утечках, желательно посмотреть под машину. Возможно, станет заметно место «прокапывания». Кроме того, обязательно нужно обратить внимание на состояние хомутов на патрубках к радиатору и от него, возможно пробитие агрегата.
Далее следует посмотреть «циркуляцию» охлаждающей жидкости в системе. Здесь понадобиться завести двигатель. После, нужно очень аккуратно открыть крышечку расширительного бака и заглянуть внутрь, на глаз определить «мощность» струи тосола. Если никаких поступлений нет или их подозрительно малое количество, следует прочистить СОД специальными растворами, а также, проверить работоспособность насоса.
Если предыдущие «тесты» не дали результатов, тогда необходимо проверить термостат. Возможно его заклинило и происходит только работа по малому кругу. Диагностировать это не сложно, достаточно проверить температуру патрубков радиатора. Кстати, поломка термостата может случиться и в «открытом» положении, а, значит, двигатель не прогреется до рабочих параметров.
Другая распространённая причина «закипания» — воздушная пробка. При возникновении такой проблемы, лучше обратиться к специалисту.
Неисправная работа вентилятора, может быть связана с рядом причин — неисправность самого агрегата или датчика температуры.
Удивительно, но грязь в радиаторе может привести к перегреву. Его нужно периодически чистить, что связано с рядом некоторых неудобств.
При возникновении вышеупомянутых проблем, чаще всего, потребуется вмешательство механика. Для замены частей нужно дренировать тосол из СОД. Кроме того, хороший мастер сможет собрать систему без большого количества воздушных пробок.
Доводка и модернизация СОД для ВАЗ 2110
Неудивительно, что при достаточно низком качестве исполнения, многие пытаются найти способы по улучшению работы СОД для «десятки». Большинство даже устанавливает так называемые модернизации. К сожалению, отечественный автопром слишком далек от совершенства.
1. Первое, на что стоит обратить внимание — установка термостата с 6тью отверстиями. Он более надежен и стабилен, чем стандартный ВАЗовский.
2. Как ни странно, самый древний способ для увеличения скорости прогрева зимой — установка картонной заслонки перед радиатором, чтобы тосол охлаждался медленнее.
3. Новый насос, производства иностранных фирм, повысит эффективность циркуляции.
4. Есть много хороших вентиляторов, которые способны работать в нескольких режимах, в отличие от «родного».
5. Как это не удивительно, качество охлаждающей жидкости играет очень важную роль, не стоит надееться, что залив какую-то «дрянь», машина не будет портиться изнутри.