Ремонт вакуумного усилителя тормозов
В современном мире уже давно невозможно вообразить тормозную систему автомобиля не оснащённую вакуумным усилителем. И, конечно же, автолюбителям приходится сталкиваться с ремонтом этого агрегата. Если взглянуть с технической стороны на этот вопрос, то этот процесс не представляет особых трудностей даже в случае проведения его самостоятельно.
Здесь отличия будут только в конструкции и способе крепления на различных моделях авто, так как разные производители решают эти задачи по-разному. Но основные принципы работы этого узла будут общими для всех марок автомобилей. И перед процедурой ремонта либо замены желательно иметь представление об устройстве данного агрегата.
Вакуумный усилитель – устройство
Конструкция данного узла выполнена таким образом, что она представляет собой единый блок с ГТЦ. Для людей, которые хоть немного разбираются в механике, основные принципы работы рассматриваемой части авто буду полностью понятны. Корпус детали изготавливается из двух частей, одна из которых (атмосферная) выходит внутрь салона к тормозной педали. Вторая – находится в моторном отсеке возле главного цилиндра тормозной системы.
Вакуумная камера, используя обратный клапан, соединена со штуцером впускного коллектора. Коллектор уже и обеспечивает необходимое для работы разряжение. Автомобили, оснащённые дизельными моторами, имеют немного другое устройство: здесь разряжение обеспечивает вакуумный насос, работающий от электричества. Такая конструкция позволяет поддерживать работу вакуумного агрегата в постоянном режиме, даже с заглушённым двигателем.
Когда работа мотора прекращается, усилитель тормозной системы отсекается от коллектора обратным клапаном. В этом и кроется причина того, что тормозной усилитель работоспособен лишь при функционировании двигателя. Если же происходит поломка либо полный отказ описываемого агрегата осуществляется такое же отсечение.
Работа узла происходит следующим образом: атмосферный отсек агрегата в первоначальном состоянии (педаль не нажата) при помощи следящего клапана соединён с вакуумным. А в рабочем состоянии (педаль нажата) происходит его соединения с атмосферным. Перемещение следящего клапана происходит с использованием толкателя, который связан с тормозной педалью. Со стороны вакуумного отсека расположена диафрагма, соединяющаяся при помощи штока с ГТЦ. Её назначение – помогать нагнетать тормозную жидкость, используя поршень, в рабочую систему.
Рядом с диафрагмой имеется возвратная пружина. Она обеспечивает возвращение диафрагмы в первоначальное положение по окончании тормозного цикла. Некоторые усилители могут предусматривать в своей конструкции наличие электромагнитного привода штока. Такая конструкция применяется в активных усилителях тормозов совместно с системой ESP. Её основная функция — это предотвращение опрокидывания.
Если объяснить немного проще, то принцип работы вакуумных усилителей, основан на разнице в значениях давлений, присутствующих в атмосферном и вакуумном отсеках. Эта разница и активирует толкатель, который в свою очередь и перемещает шток толкающий поршень ГТЦ.
Возможные неисправности
Здесь желательно уточнить – что даже если данный узел выйдет из строя, то ваше авто не останется полностью без тормозов, то есть доехать до места ремонта вы сможете беспрепятственно. В результате поломки вам придётся лишь затрачивать больше сил при нажатии тормозной педали. Чаще всего встречаются следующие поломки:
Узел начинает подтравливать воздух. Это происходит вследствие того, что поломка находится внутри агрегата – порвалась диафрагма либо состарились клапана;
Появление шипения в области описываемого элемента. Это характерно при обрыве или же разгерметизации соединительного шланга, идущего от впускного коллектора мотора к вакуумному усилителю. Здесь следует произвести проверку его целостности и надёжность крепления соединительными элементами;
Как произвести проверку работоспособности вакуумного усилителя?
Первым сигналом неисправности этого агрегата может служить то, что мотор начал троить. Повреждения соединительного шланга способствуют тому, что в полость коллектора впуска начинается проникновение воздуха. И как следствие – резкое обеднение рабочей смеси топлива с воздухом и проявление соответствующих симптомов.
Второй способ диагностировать проблему – это произвести пять – шесть качков тормозной педалью при заглушённом моторе. Далее, удерживать педаль примерно по центру рабочего хода и завести автомобиль. При нормально функционирующем усилителе педаль тормоза пойдёт вниз, и вы почувствуете её провал. В случае если провала не происходит, придётся заменить либо отремонтировать вакуумный усилитель.
Можно ещё произвести визуальный осмотр корпуса узла на присутствие там подтёков.
Для выполнения ремонтных работ вам будет необходим набор ключей, ремонтный комплект (если вы планируете ремонтировать старый узел) либо новый агрегат соответствующего образца. Работы выполняются по следующей схеме:
- Первым делом следует ознакомиться с особенностями конструкции конкретного усилителя и инструкцией к вашей марке автомобиля;
- Далее отсоединяете приводной механизм от педали тормоза, он расположен под педальным узлом управления;
- Производите демонтаж ГТЦ со стороны моторного отсека;
- Производите ремонт агрегата, если это возможно, если нет, то устанавливаете в обратном порядке новую деталь.